В одном из больших залов Центрального дома художников в Москве
я видел, как зрители, равнодушно просматривавшие (зал за залом) картины других
художников, здесь, на парошинской экспозиции, останавливались, поражённые.
Слышался восхищённый шёпот...
В любом искусстве — в музыке ли, в литературе, в живописи важно
— прежде всего «душевное вложение», без которого любой, самый изощрённый
художественный эксперимент тщетен... Владимиру Парошину удалось главное — пройдя
закономерным путём проб-ошибок, он проложил внутренний путь от глаза к сердцу и
оттуда к неповторимому мазку на холсте...
«Самый наполненный момент мой жизни — это 1992 год, когда я
открыл для себя свою Москву, нашёл к ней свой живописный ключ...» — говорит
Парошин. Действительно, его главная тема — Город, с особой тихой живописностью
«уголков», затерянных «двориков».
«В начале века в поэтическом обиходе символистов часто
встречалось выражение «душа города», как синоним особой просветленности,
поэтичности, одухотворённости городского ландшафта. И это полностью относится к
творчеству Вл. Парошина... Художник мастерски использует символы, аллегории,
метафоры для того, чтобы выразить душу Москвы. Загадочная атмосфера тайны
пронизывает его картины» — пишет Лев Дьяков, стремившийся раскрыть творческий
метод художника. Можно не совсем согласиться с тем, что решительно каждый
изображённый предмет здесь символичен. У Парошина больше световой и цветовой
углублённой, изящной естественности. Но Л.Дьяков подмечает то, как символически
прочитываются холсты художника: «...Так, тёмные арки обозначают прошлое, живое и
трепетное. Эту же роль играют окна с открытыми форточками или просто выбитыми
стёклами. Солнечный свет создаёт атмосферу тёплых воспоминаний, надежды и
настроение некоторой трепетной недосказанности...».
Атмосфера! — вот слово действительно характеризующее. Парошин —
творец атмосферы, которая на его холстах создаётся порой совершенно неожиданным
образом — за счёт особой плавности слегка закруглённых форм, за счёт особенного,
где сдержанного, а где будто лучистого света...
Одна из наиболее открытых, распахнутых ветру и солнцу работ —
«Здравствуй» из авторской серии «Край». Это фантазийный пейзаж. Мы будто
попадаем в южный город — Одессу? — Феодосию? — черепичные крыши домов, которые
«спускаются» плавно к морю. На переднем плане на флагштоке флюгера русалка
блестит, вызолоченная лучами, за домами до горизонта — морской простор. Откуда
название холста? — а от малой фигурки человека на берегу, где волны припадают к
песку пляжа... Человек поднимает руку в приветствии — не девушке ли,
романтически ждущей где-то в окне, адресован этот бодрый лёгкий привет?..
К той же серии «Край» относится и полотно «Утро». Тут тоже дома
у моря. Но чуть больше таинственности. Дома выстроены на горе. Видна перекличка
трёх планов — слева солнечные ранние лучи ложатся во двор меж домами, на высокие
пирамидальные тополя. Второй цветовой просвет полотна — розовые небесные
свечения над морем — к горизонту. И, несмотря на этот утренний свет, всё ещё
горит над темнеющем морем фонарь... Изумрудная точка фонаря светится прямо над
каменной крутой лестницей, ведущей куда-то под гору, вниз... Окна и окошки
добавляют таинственности, как и на многих других картинах Парошина.
Однако не всегда так писал художник. К более раннему периоду, к
концу 80-х годов относится «Провинциальный вокзал». При огромной «атмосферной»
насыщенности, это полотно создано в ином временном континууме. Дождевое
настроение длительности... Мы в каком-то маленьком провинциальном городе,
возможно где-то в Сибири, на родине художника... Здание вокзала, овальных,
стародавних форм... Часы над входом, пустая скамейка у стены. Освещено лишь одно
окно близ тамбура входа, у которого две мужских фигуры — один прикуривает у
другого. Над ними, под часами — на фронтоне вокзала столь нудно-знакомая нам по
советским временам на красной материи надпись: «Решения ХХVII съезда КПСС в
жизнь!» Оголённое осеннее дерево, вышка с двумя железнодорожными прожекторами,
сдвоенный телеграфный столб, окошки домиков, светящиеся вдали, довершают
картину... Тот, кто помнит те годы, попадает в них чувством сразу, будто на
художеством созданной «машине времени»...
По времени написания к «Провинциальному вокзалу» близко «Красно
солнышко» (1991). Тут Парошин тоже выбрал вечернее состояние и настроение,
выраженное, однако, совершенно иначе. Красный росплеск, марево закатного солнца,
четыре, написанные довольно условно, деревенские хатки. На переднем плане, у
неровной, полуобрушенной ограды, околицы — трагическая фигура: молодой парень то
ли в пьяной усталости, то ли в скорби неразделённой любви коленопреклоненно
поник головою... Эта картина написана по реальным воспоминаниям, со сцены,
запомненной в Тюменской области. Перед нами единственная, пожалуй, работа
Парошина, когда ему удалось прямо отразить трагедию России... невыплаканную,
обобщённую, на фоне краснеющего жёлто-красного заката, обещающего ветер...
Что-то неуловимое от того периода перешло и в поздние работы,
более отточенные, более конкретные, в чём-то более строгие, но не менее
внутренне лиричные. Например — «На большой Ордынке». Этот пейзаж написан с
натуры из окна дома, где у Ардовых останавливалась, приезжая в Москву, Ахматова.
Вл. Парошину показались символичными — на грубо-кирпичном здании колючая
проволока, а за ней, в заснеженном далеке, близ снеговых крыш — храм святого
Клемента в Клементьевском переулке... Вопреки настороженному колориту картины,
усиленному бытовой деталью — надписью, виднеющейся во дворе — «Машины не
ставить», всё же и здесь есть уют. Он дан тёплым светом в окошке, в кирпичной
стене. Мы ещё раз убеждаемся: Парошин — поэт настроения, оно полнозвучно в любом
его пейзаже.
«Я очень доверяю своему наитию, когда пишу без натуры,—
признается Парошин, — знаю: если я в первый же сеанс не нашёл нужный ход, не
продолжаю... Но если чувствую, что я на верном пути, могу просидеть за
мольбертом 1—2—5 дней, полностью отдаваясь работе. Когда замысел кончен,
несколько дней не могу ничего делать...» Парошин действительно не создает
эскизов — потому что в эскизе можно уже полностью высказаться. Процесс создания
любой его вещи динамически-импровизационен... Он считает, что в произведении не
должно быть видно труда. Должны быть достигнуты цельность, лёгкость. Иной раз,
набрасывая предварительный подмалёвок, он находит ценный момент, от которого
отталкивается. Надо ценить элементы случайности — считает он.
Есть у Парошина работы особой торжественной, символической
значимости. При реалистическом мастерстве смысловая их палитра явственно-шире. К
ним относится «Свей» (1996), рождённый из впечатления о заледенелых крышах. На
нём занесённые снегом дома — символ северного Одиночества. Или «Осень в усадьбе»
(1998), где поймана туманная задумчивость осени, переданной и низко нависшей
жёлтой листвой, уходящей в туман перспективой, и терпеливо хранящими вековое
молчание каменными львами на парковых постаментах. Львы родом из усадьбы
Усачёвых-Найдёновых. Тональность и атмосфера — парошинские... К тому же ряду
относятся и «Грифоны» (1998), тоже этапная, значимая работа, в ней соблюдена
«парность», как и в «Осени в усадьбе», — два грифона с поднятыми за спинами
каменными крыльями смотрят в по-беклиновски темнеющий пруд. Это очень
молчаливая, «остановленная» во времени картина. И освещение у неё почти ночное,
вода в пруду фантастически поблёскивает.
Обычно фантастику Парошин создаёт своего рода тематическим
«поворотом» детали. В его полотнах почти всегда есть тонкие нюансы, на первый
взгляд неприметные, делающие пейзаж совершенно волшебным. Например, в картине
«Лето прошло» (1998) мы замечаем некоторую особую оптическую деформацию,
закруглённость, создающую полноту многопланового объёма. В «Дворике в
Съезжинском переулке» (1999) «эффект присутствия» создаётся посредством тени,
делящей надвое уютно обжитый и тем не менее безлюдный двор...
Творчеству Парошина свойственна особая психологическая черта —
сновиденность. По мотивам снов он создаёт картины столь глубинно-погружённые,
завораживающие, как «Аллея» (1994). Иной раз чувство сокровенности привносится
из его путешествий по грани сна и яви, когда уже не спишь, но ещё и не
бодрствуешь... «Видения вспыхивают, слова доносятся, — повествует художник, —
вижу угол какого-то двора. Земля, травы — и вдруг я понял, что земля — живое
существо, но чувство этого глубже, его не объяснишь словами...»
При всём сказанном мы не поняли бы художника Парошина, если бы
не знали ещё одной решающей черты его жизни — с возрастом он всё более обретает
религиозную основу, и дни и часы свои сверяет со священным и вечным ориентиром —
с Христианством... Не будь этого, не было бы, наверное, того удивляющего многих
проникновенного света, той неизречённо-чудной ясности, которой пленяют его
работы.
Правильно сказала о живописце Л.В.Птицына, чьими словами можно
завершить нескончаемый по неисчерпаемости темы наш взгляд на картины и личность
создавшего их творца: «Художник по призванию, что называется “божией милостью”,
Владимир Парошин принадлежит к числу подвижников от искусства, которые без
остатка отдают себя любимому делу и спокойно, без суеты творят по законам
Красоты и Гармонии».
Станислав
Айдинян