После эмоционального насыщения профессиональный глаз стал
«ощупывать» и анализировать произведения. За кажущейся простотой и
непринужденностью исполнения я обнаружил изысканность и артистизм
пластического мышления автора: свободный и непринужденный рисунок,
изобретательность композиционных решений, сдержанный благородный
колорит. Нерасторжимое единство этих пластических категорий и трудно
постижимая внутренняя жизнь и наполненность этих, на первый взгляд,
скромных работ создавали неповторимую притягательную ауру. От работ
исходил звук - тихий и прозрачно-чистый. На скрипке нельзя играть, не
имея хорошего слуха, иначе инструмент будет звучать фальшиво.
Образно-эмоциональный строй работ напоминал скрипичную музыку, причём
живописный слух у автора абсолютный. Для меня стало очевидным -
Владимир
Парошин - незаурядная творческая личность со своей позицией,
неповторимым видением мира и своей "пластической оптикой". Это был мой
контакт с какой-то фундаментальной особенностью человеческого сознания,
которая очень явственно проявляет себя в искусстве. На материале этой
выставки я ещё раз укрепился в истине, что живопись - это таинственное
искусство, которое порой принимает такие доступные для нас формы, что
становится до странности похожим на действительность. На
полотнах
художника мой глаз видел то, что не раз я видел в реальности. Так почему
же во мне происходило такое сильное эмоциональное переживание, когда я
видел эти полотна? Это были не просто увиденные художником старые
московские домики. В них был заключён мир, миросоотношение автора и его
искусства. Мир, наш ежедневный мир остаётся неизведанным для художника,
как космос, который исследует наука. Не знаю, бывает ли это с учёными,
но чем глубже погружается художник в свой космос, тем более углубляется
тайна. Многие художники пишут
городские пейзажи, стремясь запечатлеть
эффектные мотивы и блеснуть своей маэстрией. Задача Парошина
принципиально иная - глубже проникнуть в реальность, непрестанно от нас
ускользающую, изменчивую,… Атмосфера в его произведениях вневременная,
метафизическая. В этом художественном пространстве нет людей, и эти
старые домики живут своей самодостаточной жизнью. А может они метафора
большого мира?
На открытии выставки было много зрителей. Я видел в их глазах отражение
душевного тепла, внутренней сосредоточенности и полного эстетического
удовлетворения. Владимир Парошин оказался похож на свои картины (а,
может быть, они на него?). В его облике не было ничего внешнего,
броского, но он запомнился сразу. Высокий, худощавый, с темными
глубокими глазами и негромким голосом. И еще - с чуть наклоненной к
собеседнику головой - он умеет слушать. Он общителен, но в то же время
Дом его души открыт не для каждого.
На следующий год вновь состоялась
выставка Владимира Парошина. Она
открыла новую грань дарования мастера. Это были
картины - сновидения.
Они рассчитаны на многосмысловое прочтение и свободное ассоциативное
восприятие. Мишель Фуко утверждал, что «…сновидения - одиссея
человеческой свободы.». И он же еще: «…существеннейшее в сновидении
заключается не столько в том, что оно воскрешает нечто из прошлого,
сколько в том, что оно возвещает нечто из будущего».
Новые работы художника будоражили воображение недосказанностью,
неопределенностью происходящего и ускользающей временной субстанцией. В
них жило былое и будущее одновременно.
Мои отношения с Володей естественным образом переросли в дружеские. Его
человеческие качества - цельность, искренность, надежность, глубина -
мне очень по душе, и ими полнится его искусство.
После этого я видел и другие
выставки Владимира Парошина. Эстетически и
эмоционально представленные на них произведения возбуждали во мне
глубокую гамму чувств и переживаний. Новые ракурсы видения, новые
интонации, но то же тепло и тот же психологический автобиографизм.
Не случайно эти заметки названы «
Поэзия и правда» - так назвал свою
автобиографию Гёте.
Искусство Владимира Парошина - поэзия и правда. Это
правда жизни и правда искусства. Ксенофонт ставил в заслугу Сократу то,
что он советовал людям изучать не далёкие звёзды, а познавать маленькую
планету - собственную душу.
Творчество Владимира Парошина - движение к
этому вечному познанию.
Григорий Климовицкий. "Наш Изограф". Апрель 2003.