Опубликованы комментарии к написанию работ "По Яузе", "Старый дом в Малом Колобовском переулке" и "Осколки старины". Перейти...
Опубликованы комментарии к написанию работ "Октябрь" и "Осенний свет". Перейти...
Опубликованы комментарии к написанию работ "Московский дом" и "На исходе дня". Перейти...
В архивах газеты «Труд» обнаружена статья. 20 лет спустя возвращаем утраченное. Текст статьи...
Вчера пересмотрел наш культовый фильм «Семнадцать мгновений весны». Рекомендую всем.
Тут как-то мой приятель нашёл в интернете программу "Искусственный интеллект". Вот что из этого получилось. Перейти...
Творческая хроника
Цикл коротких историй написания этюдов и картин, представленных на сайте автора.
«Прощайте голуби»
Шёл я как-то по Цветному бульвару в сторону «Самотёки» и, не доходя до бывшей редакции «Литературной газеты» свернул в арку, которую раньше как-то не замечал. Вошел во двор, а там ещё арка. Прошёл я через неё и очутился в советском застойном пространстве. Во дворе, пропитанном соляркой, валялись жестяные бочки, мотки проволоки, деревянная тара от бутылок, посредине стояло что-то вроде наковальни. Обшарпанные стены и чахлая трава пахли 70 –десятыми.
День был солнечный, самое время для этюда. Благо, мастерская моя рядом, на Трубной. Не теряя время, вернулся я во двор с этюдником и холстом. Встретился мне тут благообразный старичок. Был он при этом дворе чем-то вроде техника – смотрителя. Познакомились мы, Соломонович его звать. Понимая, что он хозяин этого двора, что он при деле и, очень дорожит этим статусом, сказал я ему, что нравится мне этот двор и, хотел бы я его увековечить. Соломонович был весьма польщён, с уважением посмотрел на мой этюдник и тут же позвал двух рабочих. Рабочие по указаниям Соломоновича двор подмели, По лестнице поднялись на пристройку, откуда сбросили старые ветки и палки. А затем и я взобрался по той же лестнице на пристройку, откуда и написал этот двор. И кошка по крыше ходила. И голуби в небе парили. А значит голубятня, которую я не увидел, была где-то рядом.
Дом, заросший плющом
Пленэрные работы случаются по-разному. Бывает, мотаешься по городу со своими житейскими проблемами и, вдруг замечаешь дворик или арку, мимо которых ходил и раньше, но не замечал. А вот в этот миг твоё внутреннее состояние совпало с внешним состоянием этого дворика или арки. И ты чётко понимаешь, как нужно перенести это внешнее на холст. К сожалению, не всегда (по тем же житейским проблемам) ты вернёшься сюда с этюдником. А бывает по-другому: отправляешься ты на этюды не на конкретное место, а в поиски своего мотива, в свободном полёте, так сказать. Так было и в этот раз. Исходил я всю Пречистенку и всю Остоженку вдоль и поперёк, но так и не встретил своего мотива. День был уже на исходе, да и сам я был уже на излёте в своих бесплодных поисках. И, вдруг (такое всегда случается вдруг) вышел я на этот дом. И сразу понял – сейчас или никогда. Поставил я этюдник и принялся за работу. Только успел сделать подмалевок, а тут и окно в доме засветилось. Как же кстати! Какой же нужный акцент! Всё - таки вовремя я с этим домом встретился.
Двор в Гусятниковом переулке
Впервые увидел я этот дворик по телевизору в каком-то репортаже. Абсолютно урбанистический голый двор. Без деревьев, без кустов и даже без травы. Позеленевшие от сырости цоколи стен, несуразные пристройки непонятного предназначения. И посредине огромная лужа. В общем неухоженный, неуютный и совершенно тоскливый двор. Ютился он в переулке с подходящим названием «Большевистский». Тем не менее, по каким-то внутренним неведомым законам, поманил он меня.
На следующий день явился я туда с этюдником и холстом. Моросил дождь и я решил писать двор (вернее его фрагмент) из под арки. Прохожие недоумевали: зачем этот чудак «рисует» лужу. Но я то знал уже конечный результат. Просто предстояло немного поработать. И вот уже лужа оживает, она отражает в себе старые постройки, тёмный свод арки. Светлеет пространство двора, поскольку дождь прошел, и выглянуло солнце. Правда, в этот двор солнце не попадает, но всё равно светлеет от рефлексов. И прохожим теперь уже нравится моя картина с лужей. Нравится больше, чем сама реальность в этой арке.
Кстати, в том же 1993 году «Большевистскому переулку» вернули его историческое название — «Гусятников». Но на реальность это никак не повлияло.
Слепые окна
Искал одно, да нашёл другое. И это, другое, оказалось значительнее того, что я искал поначалу. Уже несколько суток подряд я просыпаюсь с рассветом, приподнимаю шторку и, видя за окном хмурое утро, засыпаю опять. И снится мне солнце. Оно крадётся в мой двор, в тот двор, который я непременно должен написать. В полудрёме спрашиваю жену: «Анюта, там солнце есть?». — «Да спи ты, спи, неугомонный! Нету солнца» — отвечает она. Но вот, однажды, жена будит меня сама и говорит: «Володя, там какие-то просветы в небе…». И я вскакиваю, пью чай и мчусь в мастерскую за этюдником.
А началось всё на исходе минувшего сентября. Давно задумал я написать шлюз на Яузе. В своё время шлюз я писал, но подарил человеку, с которым впоследствии связь оборвалась. А значит, повторить первоисточник не было возможности, и потому пошёл я с этюдником на натуру. Вышел к Яузе, там, где шлюз и, грустно мне стало. Всё там перегорожено, перерыто — происходит генеральная реконструкция сего объекта и, писать там, вообшем то нечего. Но была со мной тайная радость…. Идя сюда кратчайшим путём по Сыромятническому проезду, встретил я свой заветный мотив. Такой потаённый уголок из обшарпанной стены со слепыми окнами и пристенка к ней. И только солнца не хватало. Но тут как назло настали пасмурные дни до того самого утра, когда появились просветы в небе. Пришёл я с этюдником на то место. Но в октябре солнце уже побледнело, и листва пожухла. И всё же я решился написать этот уголок, додумывая, как могло бы всё это быть две недели назад. Пока я два – три часа работал, время от времени заходили в этот уголок люди, по виду клерки и перекуривали. Закончив этюд и, собрав свои художественные причиндалы, заглянул я за угол дома, откуда шел народ на перекур. На двери было написано: «КОМУС. Центр оптовой торговли». А повыше, над дверью я с трудом прочитал выцветшую под стеклом, всеми позабытую вывеску « Главный информационно – вычислительный центр РСФСР». Вот такая дислокация во времени….
Владимир Парошин Май 2017г.
Архитектура
Таинственное сооружение проглядывало сквозь железную ограду и листву деревьев. Представляло оно из себя стену метров пять в высоту и столь же в ширину. По центру стены был барельеф косматой головы, а перед ней возвышалось что-то вроде вазона. По краям стены по две пилястры (полуколонны), между которыми картуш, на котором латиницей обозначен век — восемнадцатый. Тут же мелькнуло в голове, что ещё Александр Сергеевич и иже с ним знаменитые его современники могли лицезреть это архитектурное сооружение. Вверху, на фронтоне опять же латиницей было написано: ARCHITECTUR. Слово это, я, не знающий английского, тем более латыни перевёл для себя как АРХИТЕКТУРА. Уже позже знакомый москвовед просветил меня, что сие сооружение имеет масонское происхождение. Что косматая голова, это — Архитектор, что значит Творец. А вазон пред ним, вовсе не вазон, а Святая Чаша Грааля. Но тогда я всего этого не знал. Тогда я просто хотел написать этот мистический мотив. Подсуетился я и выяснил, что сооружение это расположено на территории «Библиотеки по естественным наукам». Зашёл я на ресепшен (быстро въехал этот модный термин в наш язык), где мне сказали, что директора библиотеки сейчас нет, а без него на территорию не войти. Пришлось приехать сюда ещё раз. Директор дала мне на всё, про всё три часа. И я управился и написал этот мотив.
Буквально на днях, перед написанием этой истории навестил я те места. Нету и в помине там той архитектуры. Висит на розовой пятиметровой стене красная тряпка-растяжка с телефоном 232. 4222. Подошёл я ко входу в библиотеку и встретилась мне пожилая сотрудница оной, которая ещё помнит то масонское сооружение. Притушила она сигарету и, уходя, сказала; «Много чего уже нет. И мы тут последние дни. Библиотеку нашу продают.» Так вот почему висит там эта красная тряпка с телефоном…
По Яузе
В этот день отправился я писать мост на Яузе. Один раз я уже писал этот мотив. И, помнится, что тогда буквально ошалел от рёва машин, несущихся вдоль набережной. Но тот этюд не сохранился и вот я снова вернулся сюда.
День был солнечный. Небольшая рябь искрилась по воде, и солнечные блики мерцали причудливым узором на сводах моста. Прямо подо мной, у набережной громоздился какой-то плавающий агрегат. Как позже выяснилось – это было речное судно для очистки Яузы. На палубной приступке сидел водник в тельняшке и курил. И тут подумалось мне: а почему бы не написать мост с этого судна. Идея воодушевила меня. Я облокотился на парапет и, как бы невзначай задел своим этюдником его чугунные перила. Водник посмотрел на меня, на этюдник.
– Рисуешь? – спросил он.
— Рисую. А у вас тут стоянка?
— Да нет. Обед у нас.
— А можно, я попишу Яузу с вашего эсминца, пока вы обедаете?
— Попробуй.
Я перелез через парапет. Он принял у меня этюдник. Я шагнул на поручень и спрыгнул на палубу. Понимая, что времени у меня в обрез, я быстро разобрал этюдник и приступил к работе. Пока я писал Яузу и мост над ней, наполняя свой холст светом и бликами, во мне неотступно звучала старая песенка «Плыла – качалась лодочка по Яузе – реке». За давностью не помню, как я взобрался тогда обратно на набережную. Возможно, мне помогли водники.
Сегодня, впритык к тому мосту соорудили новый. Впрочем, это всего лишь железнодорожное полотно, подпёртое тремя пилонами. Но, главное, старый мост остался, и в погожие дни солнечные зайчики по-прежнему мерцают на его сводах.