В разделе «Стихи и проза» опубликован новый рассказ Владимира Парошина «Курортные танцы». Перейти...


В галерее "Новые поступления" опубликован диптих Владимира Парошина 2019 года под названием "Река Ишим". Размер диптиха 25х100 см. Перейти...

 
Дорогие друзья! Вы можете приобрести по скидочной цене календарь Владимира Парошина «Москва нашего детства» на 2019 год через сайт Ярмарка Мастеров.
При покупке двух календарей третий вы получаете в подарок.
Пожалуйста, вопросы присылайте через сайт Ярмарка Мастеров или форму обратной связи.

Аккаунт Владимира Парошина на Facebook
 

Художник по призванию

Основу творчества Владимира Парошина тщетно искать в комплексе художественных приёмов, которыми владеет его кисть. Присмотревшись к поэтичным его «отображениям» городского камерного пейзажа, начинаешь понимать — всё дело в их особенной, неповторимой проникновенности. 

В одном из больших залов Центрального дома художников в Москве я видел, как зрители, равнодушно просматривавшие (зал за залом) картины других художников, здесь, на парошинской экспозиции, останавливались, поражённые. Слышался восхищённый шёпот...

В любом искусстве — в музыке ли, в литературе, в живописи важно — прежде всего «душевное вложение», без которого любой, самый изощрённый художественный эксперимент тщетен... Владимиру Парошину удалось главное — пройдя закономерным путём проб-ошибок, он проложил внутренний путь от глаза к сердцу и оттуда к неповторимому мазку на холсте...

«Самый наполненный момент мой жизни — это 1992 год, когда я открыл для себя свою Москву, нашёл к ней свой живописный ключ...» — говорит Парошин. Действительно, его главная тема — Город, с особой тихой живописностью «уголков», затерянных «двориков».

«В начале века в поэтическом обиходе символистов часто встречалось выражение «душа города», как синоним особой просветленности, поэтичности, одухотворённости городского ландшафта. И это полностью относится к творчеству Вл. Парошина... Художник мастерски использует символы, аллегории, метафоры для того, чтобы выразить душу Москвы. Загадочная атмосфера тайны пронизывает его картины» — пишет Лев Дьяков, стремившийся раскрыть творческий метод художника. Можно не совсем согласиться с тем, что решительно каждый изображённый предмет здесь символичен. У Парошина больше световой и цветовой углублённой, изящной естественности. Но Л.Дьяков подмечает то, как символически прочитываются холсты художника: «...Так, тёмные арки обозначают прошлое, живое и трепетное. Эту же роль играют окна с открытыми форточками или просто выбитыми стёклами. Солнечный свет создаёт атмосферу тёплых воспоминаний, надежды и настроение некоторой трепетной недосказанности...».

Атмосфера! — вот слово действительно характеризующее. Парошин — творец атмосферы, которая на его холстах создаётся порой совершенно неожиданным образом — за счёт особой плавности слегка закруглённых форм, за счёт особенного, где сдержанного, а где будто лучистого света...

Одна из наиболее открытых, распахнутых ветру и солнцу работ — «Здравствуй» из авторской серии «Край». Это фантазийный пейзаж. Мы будто попадаем в южный город — Одессу? — Феодосию? — черепичные крыши домов, которые «спускаются» плавно к морю. На переднем плане на флагштоке флюгера русалка блестит, вызолоченная лучами, за домами до горизонта — морской простор. Откуда название холста? — а от малой фигурки человека на берегу, где волны припадают к песку пляжа... Человек поднимает руку в приветствии — не девушке ли, романтически ждущей где-то в окне, адресован этот бодрый лёгкий привет?..

К той же серии «Край» относится и полотно «Утро». Тут тоже дома у моря. Но чуть больше таинственности. Дома выстроены на горе. Видна перекличка трёх планов — слева солнечные ранние лучи ложатся во двор меж домами, на высокие пирамидальные тополя. Второй цветовой просвет полотна — розовые небесные свечения над морем — к горизонту. И, несмотря на этот утренний свет, всё ещё горит над темнеющем морем фонарь... Изумрудная точка фонаря светится прямо над каменной крутой лестницей, ведущей куда-то под гору, вниз... Окна и окошки добавляют таинственности, как и на многих других картинах Парошина.

Однако не всегда так писал художник. К более раннему периоду, к концу 80-х годов относится «Провинциальный вокзал». При огромной «атмосферной» насыщенности, это полотно создано в ином временном континууме. Дождевое настроение длительности... Мы в каком-то маленьком провинциальном городе, возможно где-то в Сибири, на родине художника... Здание вокзала, овальных, стародавних форм... Часы над входом, пустая скамейка у стены. Освещено лишь одно окно близ тамбура входа, у которого две мужских фигуры — один прикуривает у другого. Над ними, под часами — на фронтоне вокзала столь нудно-знакомая нам по советским временам на красной материи надпись: «Решения ХХVII съезда КПСС в жизнь!» Оголённое осеннее дерево, вышка с двумя железнодорожными прожекторами, сдвоенный телеграфный столб, окошки домиков, светящиеся вдали, довершают картину... Тот, кто помнит те годы, попадает в них чувством сразу, будто на художеством созданной «машине времени»...

По времени написания к «Провинциальному вокзалу» близко «Красно солнышко» (1991). Тут Парошин тоже выбрал вечернее состояние и настроение, выраженное, однако, совершенно иначе. Красный росплеск, марево закатного солнца, четыре, написанные довольно условно, деревенские хатки. На переднем плане, у неровной, полуобрушенной ограды, околицы — трагическая фигура: молодой парень то ли в пьяной усталости, то ли в скорби неразделённой любви коленопреклоненно поник головою... Эта картина написана по реальным воспоминаниям, со сцены, запомненной в Тюменской области. Перед нами единственная, пожалуй, работа Парошина, когда ему удалось прямо отразить трагедию России... невыплаканную, обобщённую, на фоне краснеющего жёлто-красного заката, обещающего ветер...

Что-то неуловимое от того периода перешло и в поздние работы, более отточенные, более конкретные, в чём-то более строгие, но не менее внутренне лиричные. Например — «На большой Ордынке». Этот пейзаж написан с натуры из окна дома, где у Ардовых останавливалась, приезжая в Москву, Ахматова. Вл. Парошину показались символичными — на грубо-кирпичном здании колючая проволока, а за ней, в заснеженном далеке, близ снеговых крыш — храм святого Клемента в Клементьевском переулке... Вопреки настороженному колориту картины, усиленному бытовой деталью — надписью, виднеющейся во дворе — «Машины не ставить», всё же и здесь есть уют. Он дан тёплым светом в окошке, в кирпичной стене. Мы ещё раз убеждаемся: Парошин — поэт настроения, оно полнозвучно в любом его пейзаже.

«Я очень доверяю своему наитию, когда пишу без натуры,— признается Парошин, — знаю: если я в первый же сеанс не нашёл нужный ход, не продолжаю... Но если чувствую, что я на верном пути, могу просидеть за мольбертом 1—2—5 дней, полностью отдаваясь работе. Когда замысел кончен, несколько дней не могу ничего делать...» Парошин действительно не создает эскизов — потому что в эскизе можно уже полностью высказаться. Процесс создания любой его вещи динамически-импровизационен... Он считает, что в произведении не должно быть видно труда. Должны быть достигнуты цельность, лёгкость. Иной раз, набрасывая предварительный подмалёвок, он находит ценный момент, от которого отталкивается. Надо ценить элементы случайности — считает он.

Есть у Парошина работы особой торжественной, символической значимости. При реалистическом мастерстве смысловая их палитра явственно-шире. К ним относится «Свей» (1996), рождённый из впечатления о заледенелых крышах. На нём занесённые снегом дома — символ северного Одиночества. Или «Осень в усадьбе» (1998), где поймана туманная задумчивость осени, переданной и низко нависшей жёлтой листвой, уходящей в туман перспективой, и терпеливо хранящими вековое молчание каменными львами на парковых постаментах. Львы родом из усадьбы Усачёвых-Найдёновых. Тональность и атмосфера — парошинские... К тому же ряду относятся и «Грифоны» (1998), тоже этапная, значимая работа, в ней соблюдена «парность», как и в «Осени в усадьбе», — два грифона с поднятыми за спинами каменными крыльями смотрят в по-беклиновски темнеющий пруд. Это очень молчаливая, «остановленная» во времени картина. И освещение у неё почти ночное, вода в пруду фантастически поблёскивает.

Обычно фантастику Парошин создаёт своего рода тематическим «поворотом» детали. В его полотнах почти всегда есть тонкие нюансы, на первый взгляд неприметные, делающие пейзаж совершенно волшебным. Например, в картине «Лето прошло» (1998) мы замечаем некоторую особую оптическую деформацию, закруглённость, создающую полноту многопланового объёма. В «Дворике в Съезжинском переулке» (1999) «эффект присутствия» создаётся посредством тени, делящей надвое уютно обжитый и тем не менее безлюдный двор...

Творчеству Парошина свойственна особая психологическая черта — сновиденность. По мотивам снов он создаёт картины столь глубинно-погружённые, завораживающие, как «Аллея» (1994). Иной раз чувство сокровенности привносится из его путешествий по грани сна и яви, когда уже не спишь, но ещё и не бодрствуешь... «Видения вспыхивают, слова доносятся, — повествует художник, — вижу угол какого-то двора. Земля, травы — и вдруг я понял, что земля — живое существо, но чувство этого глубже, его не объяснишь словами...»

При всём сказанном мы не поняли бы художника Парошина, если бы не знали ещё одной решающей черты его жизни — с возрастом он всё более обретает религиозную основу, и дни и часы свои сверяет со священным и вечным ориентиром — с Христианством... Не будь этого, не было бы, наверное, того удивляющего многих проникновенного света, той неизречённо-чудной ясности, которой пленяют его работы.

Правильно сказала о живописце Л.В.Птицына, чьими словами можно завершить нескончаемый по неисчерпаемости темы наш взгляд на картины и личность создавшего их творца: «Художник по призванию, что называется “божией милостью”, Владимир Парошин принадлежит к числу подвижников от искусства, которые без остатка отдают себя любимому делу и спокойно, без суеты творят по законам Красоты и Гармонии».             

Станислав Айдинян
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Сайт визуального искусства Иероглиф 
 
 
 
 
Московский Союз Художников 
 
 

 







Copyright Paroshin.ru © 2011-2017
Персональный сайт Владимира Парошина