Рыжая пальма вся в лунном свете заглядывала в наше окно. Серп луны зацепился за неё и незаметно канул в море. Море слилось с небом, и ярко замерцали звёзды. В тот день мы с женой Анютой и с внучкой приехали в Хорватию. Паромом доплыли до острова Раб, что километрах в трёх от материка. Там нас встретили и довезли на машине до местечка Баньола, где мы поселились в уютном особнячке с видом на море.
С нашими радушными хозяевами – С Марко и Бьяной как-то сразу установились доверительные отношения. Вечерами они приглашали нас с Анютой к себе в гости, а мы их к себе на второй этаж на веранду. И там и сям мы попивали сухое красное вино: за хозяев, за гостей, за Хорватию и за Москву.
Однажды я с веранды написал этюд с окном, черепичными крышами и с морем. На подоконнике я изобразил два бокала с красным вином, а высоко в небе два облачка. Перекличка этих двух объектов была столь очевидна, что понятна всякому. Хозяева были очень тронуты, когда я этот этюд подарил им.
По традиции первый день я посвятил семье. Сходили к морю на пляж. Благо, тут всё рядом. На следующий день я направился с этюдником в старый город, что виднелся в часе ходьбы. Он располагался на мысе, который выступал в море и манил к себе старинными зданиями и готическим шпилем. Можно было добраться до него значительно быстрее на катере, но морскую прогулку я отложил на потом. А пока пошёл побережьем, высматривая местную архитектуру. По большей части то были частные особняки, зазывающие туристов.
Старый город оказался невелик своими размерами. В центре его возвышалась площадь и смотровая площадка. Площадь обрамляли кипарисы и несколько старинных серых зданий. От них так и веяло патиной времени. Вниз спускались лестницы, украшенные красными и розовыми цветами. Вообще-то здесь всё было в цветах. За дни пребывания на острове Раб я написал несколько этюдов, в том числе лестниц. Сюжет этот мне нравился. Из-за крутизны лестниц здания на площади не были видны. И лестницы, освещённые солнцем, уходили прямо в небо.
Однажды в процессе написания очередной лестницы меня спросили о чём-то на хорватском. Я что-то ответил невпопад на русском. Пока я пытался вспомнить нужные слова на английском или немецком, молодая пара улыбнулась, раскланялась и прошла дальше. Но тут появилась женщина, которая оказалась невольной слушательницей моего общения с хорватами.
– Вы русский? – спросила она.
– Да, он самый. Я из Москвы.
– Это замечательно! Я сама бывшая москвичка. Москва, Москва! Как много в этом звуке... Тут никого нет из России. Я так давно не говорила на родном языке, что мне иногда кажется, что я забыла его. Хорватский я изучила и свободно владею им. Я преподаю в детской музыкальной школе. Кстати, у нас сегодня отчётный концерт. Приходите. Здесь хорошо. Но всё равно чего-то не хватает. Я уже три года не была в России. Какой у Вас красивый этюд. Замечательная лестница! Я привыкла здесь. Сейчас конец сентября. В Москве «бабье лето». Тут не говорят «бабье лето». Тут хорошо, но по-другому. Мне в последнее время снится, что я в Москве.
Иногда женщина умолкала в своём красноречии и, словно прислушивалась к своим последним словам. Такое случается, когда человек в общении самокритичен. Я, как мог, поддерживал наш разговор. Наконец она спохватилась и мы распрощались. «Привет Москве!» – сказала она. Я помахал ей вслед.
Во всех курортных городах имеется свой маленький Арбат. Художники, что представляют свои творения покупателю, мало чем отличаются друг от друга. Поскольку всё это написано с фотографии. Я, по крайней мере, никого с этюдником не встречал. Тут важно кто из художников более мастеровитый. Не менее важно и то, как продавец умеет подать свой товар.
И вот как-то спускаюсь я к подножию старого города и вижу: стоят мои коллеги, ждут покупателя. Цены у всех сувенирные и зависят они исключительно от формата. А тема и её исполнение давно определены покупателем. Увы, не наоборот. Если и встречается что-то самобытное (что крайне редко), то это меньше всего интересует человека обыкновенного. Я остановился у крайнего художника.
Толи он мне приглянулся, толи его незамысловатые картинки
– Гутен таг. Здраво! – вспомнил я хорватский.
– Здраво, – улыбнулся художник.
– Их бин Рашен. Я русский.
– О, Руска!
Художник, увидев мой этюдник и холстик, понял, что я не покупатель. Он, как мне показалось, с недоумением посматривал на мой этюд, но ничего не говорил.
– Руска, бир, пиво? – наконец спросил он.
Я не возражал и достал кошелёк.
– Но, но, нет – возразил художник и пошёл в магазин, что был рядом. Из вечерних бесед с Марко и Бьяной я усвоил несколько десятков слов на хорватском. К тому же у русского и хорватского языков много общего. Ну, а немецкий я проходил в школе.
Мы с художником попивали пиво и о чём-то говорили. Так, с пятое на десятое, преодолевая языковые барьеры. И тут я решил подарить собеседнику свой этюд. Я чувствовал, что он его зацепил.
– Поклон? – спросил художник.
– Да, поклон. По-русски – подарок.
– Подарок – повторил он и пожал мне руку – Руска, Сбогом!
– До свидания. С Богом! – ответил я. На этом мы распрощались.
Заканчивалась моя хорватская эпопея. В предпоследний день решил я прогуляться по старому городу без этюдника. Спускаясь знакомой лестницей, увидел я художников и средь них моего знакомого. Он тоже меня заметил.
– Эй, Руска, Руска – замахал он мне, подзывая. Я подошёл и мы поздоровались. Он сходил за пивом. Мы сидели и разговаривали. Было ощущение, что мы с ним знакомы давным-давно. Я как смог объяснил ему, что завтра улетаю в Москву. Художник встал и подал мне свою небольшую картину.
– Поклон. Подарок.
Я поблагодарил. Уже смеркалось. Художники паковали свои картины. И мой тоже начал суетиться. Я пожал ему руку и сказал: «С Богом».
– Сбогом. До сви-да-ния. – отвечал он
И мы с ним расстались.
Я подошёл к катеру. По парапету бегали изумрудные ящерки. Мы отчалили. На волне от катера покачивался серп луны. Временами он распадался на лимонные дольки, чтобы в следующий миг снова слиться в серп. Я плыл в Баньол. Завтра мы уедем домой в Москву.
Названия картин:
01 «Хорватия. Пролаз Святого Якова» 2013.
02 «Хорватия. К морю» 2013.
03 «Хорватия. Старый город. Подъём» 2013.
04 «Хорватия. Остров Раб» 2013.
05 «Хорватия. Старый город. Улочка» 2013.
|